Арт- экспозиции в условиях ДОУ

17.04.2021

Развитие широкого спектра информационных услуг в настоящее время популяризирует виртуальный мир и общении в интернете, отдаляя ребенка и родителей друг от друга. Утрачиваются социокультурные ценности и традиции, а ведь именно социальное и культурное наследие является базовым компонентом воспитания, образования и развития подрастающего поколения. Это инструмент распространения культуры, живое эмоциональное общение близких людей, фундамент для формирования нравственных чувств.

В настоящее время особо остро встает проблема формирования нравственного здоровья общества. Исследования многих ученых показывают, что дошкольный возраст обладает большими возможностями для нравственного воспитания детей. Классиков наиболее полно и ярко охарактеризовал роль нравственного воспитания в развитии ребенка К.Д. Ушинский, по убеждению которого "воспитание нравственности составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума". Современные педагоги (О.С.Богданова, Н.А.Ветлугина, И.Ф. Свадковский и другие) что значение нравственного воспитания в условиях детского сада состоит в " формировании нравственных представлений, чувств и поведения, соответствующих возрасту воспитанников". Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования нацеливает педагогов на организацию образовательных отношений "на основе духовно - нравственных ценностей и правил поведения в интересах человека, семьи общества". А это значит, что формирование нравственных чувств и качеств напрямую зависит от взрослых, окружающих ребенка, от выбранных форм организации детской деятельности. В ходе серьезных, заорганизованных мероприятий дошкольники остаются равнодушными к происходящему, это охлаждает их интерес к такой важной и актуальной ныне тематике.

Задача взрослых - обогатить впечатление детей; сделать так, чтобы переживания были яркими, незабываемыми. Этому способствует нетрадиционный подход в организации детской деятельности. Поэтому зародилась идея разработки и реализации долгосрочного проекта "Арт - экспозиция", в рамках которого 1 раз в учебном году организуется тематическая выставка для воспитанников всех возрастных групп детского сада. Содержание экспозиций "Книги моих родителей", "История новогодней открытки" погружают присутствующих в атмосферу добра и заботы, внимания, волшебства.

Оформление тематической выставки в детском саду- явление нетрадиционное. В основном выставки используются как игровая основа занятия. Для организации выставки, как самостоятельного вида деятельности, необходимо специально отведенное для этого место. В условиях групповой комнаты это возможно, но неудобно, так как пространство ограничено. Поэтому правильным решением является оформление выставки в отдельном помещении, например, методический кабинет. Преимуществ оформления выставки в методическом кабинете несколько:

- масштабность. Выставку посещают дети не одной, а всех возрастных групп;

- продолжительность. 2 - 3 дня, пока выставку не посетят все воспитанники детского сада;

- богатство и эксклюзивность экспонатов выставки. К пополнению выставки привлекаются педагоги и родители всех воспитанников;

- на организацию выставки не требуются дополнительные затраты. Ширма, мольберты, детская мебель, канцтовары имеются в арсенале каждого детского сада, а экспонаты выставки- детские книги и открытки собраны с помощью родителей;

- доступность. Экспонаты находятся в свободном доступе для рассматривания детьми;

- мобильность. При необходимости оформленную ширму легко перенести в нужное пространство.

Проектная деятельность направлена на решение следующих задач:

- формирование у дошкольников эмоциональной отзывчивости и нравственных чувств (проявлять заботу родных и близких людях, радовать их вниманием);

- приобщение дошкольников социокультурным ценностям и традициям;

- формирование познавательных интересов и познавательных действий;

- поддержка инициативы детей;

- вовлечение родителей в воспитательно - образовательный процесс.

Содержание мероприятий построено с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, принципа интеграции образовательных областей.

На выставке детской книги "Книги моих родителей" могут быть представлены книги даже от 1900 года выпуска и до современных изданий. Пополнить выставку помогли родители дошкольников всех возрастных групп. Первыми могут посетить выставку дети младших групп. Большое внимание малышей скорее всего привлекут книги- панорамы, при открывании которых появляется объемная картинка. Ребятам будет интересно рассматривать книжки с бегающими "глазками". При рассматривании иллюстраций к потешкам и стихам Агнии Барто дети с удовольствием примут участие в их обыгрывании. В завершении выставки, с малышами можно провести беседу о том, что никогда не надо рисовать на книжках и рвать их. Дети средних, старших и подготовительных групп на выставке познакомятся с книгами выпущенными в прошлом веке и ответят на главный вопрос: "Почему книга - самый верный друг человека?". Совершат путешествие в историю возникновения книги, узнают, как много разных приспособлений для письма использовали люди в разные времена, и могут самостоятельно попробовать их в деле: камень и писало (заостренной предмет) глину и палочку для клинописи (стеку), восковой диск и писало, бересту и писало.

Проект привлекает своей оригинальностью. Во - первых, он позволяет посетителям выставки и автору проекта вести прямой диалог, выразить свою точку зрения. Во - вторых, способствует развитию детской инициативы через организацию поисковых действий. В - третьих, это отличный шанс для дошкольников проявить свои творческие способности.

Обязательные компоненты мероприятий:

- познавательный аспект (знакомство с книгой, особенностями печати, видами книг, иллюстрациями, с историей написания книг, с историей возникновения новогодней открытки);

- исследовательская деятельность, решение проблемных ситуаций (практическая деятельность детей по апробации способов написания на различных материалах; поиск ответов на вопросы "Почему искали материал для написания книг, а не остановились на глине?" Выпускались ли открытки во время Великой Отечественной Войны, ведь открытки- это радость, а война беда и горе?");

- творческая активная деятельность детей (изготовление иллюстраций к произведениям, открыток нетрадиционным способом).

Дети- активные участники мероприятия, они рассуждают и предполагают, обосновывают свои предположения, делают выводы, предлагают свои варианты способов изготовления. Дошкольники испытывали чувство гордости за экспонаты, принесенные из дома, проявляли бережное отношение к ним. Воспитанники старших групп после посещения выставки "Книги моих родителей", пришли к выводу, что книги нужно беречь не только потому, что они красивые и интересные, но еще и потому, что для их изготовления требуется много времени и затрат. После выставки значительно пополнились книжные уголки групп за счет книг, принесенных дошкольниками из дома. После посещения выставки новогодней открытки, ребята проявили активность по изготовлению открыток в домашних условиях совместно с родителями. Приносили в группу и делились со сверстниками своими впечатлениями, демонстрировали свои открытки друг другу.

Тематика выставок определяется большинством голосов. Участниками голосования являются педагоги детского сада и родители воспитанников, исходя из интересов детей. Пожелания, предложения и рекомендации в письменном виде направляются старшему воспитателю в мае. Выбранная тематика выставки включается в проект годового плана и утверждаются на итоговом педагогическом совете.

Прокопьевск 2018
Создано с помощью Webnode
Создайте свой сайт бесплатно! Этот сайт сделан с помощью «Webnode». Создайте свой собственный сайт бесплатно уже сегодня! Начать