Дидактические игры для развития пространственного мышления
«Слышит ли рука ухо?»
Цель: научить детей пользоваться планом-схемой; знакомство с карточками и полосками; закрепление знаний детей о пространственных отношениях (справа, слева, над, под...); учить детей согласовывать свою деятельность с речевым образцом взрослого; поддержание устойчивого интереса к игре.
Материал: двойные полоски на каждого ребенка, карточки с образцами, коробки с колпачками разных цветов, карточки с 16 квадратами, план-схема.
Краткое описание игры: 1. Дети выкладывают колпачки на нижней полоске двойной карточки по плану-схеме (красные - зеленые, красные - зеленые и т.д.). Проговаривают свои действия: слева от зеленого - красный, справа от красного - зеленый; или зеленый после красного, перед зеленым - красный.
Примечание. Для каждого ребенка своя схема цветов. На верхней полоске дети выкладывают колпачки по словесной инструкции. 2. Работа с карточками из 16 квадратов: а) выкладываем каждую из четырех строчек квадрата колпачками своего цвета по схемам: 1) белая - красная - черная - синяя, 2) голубая - коричневая - зеленая - оранжевая, 3) зеленая - желтая - коричневая - черная, 4) красная - оранжевая - желтая - коричневая, 5) синяя - голубая - оранжевая - желтая, 6) черная - коричневая - белая - голубая. Для каждого ребенка - своя схема. б) Выкладываем пробки на карточке столбиками сверху вниз по аналогичным схемам.
«Найди ошибку»
Цель: учить детей внимательно сравнивать результат с образцом; закреплять умение пользоваться планом-схемой; тренировать пространственное восприятие; развивать зрительную память.
Материал: неправильно собранные бусы по количеству детей; карточки с планом-схемой по количеству детей; цветные колпачки, цветные шнурки.
Краткое описание игры: 1. Детям предлагаются неправильно собранные бусы. Они сличают их с образцом, пытаясь найти ошибку (объясняют, какого цвета не хватает или какой цвет лишний). 2. Детям дается схема, по которой они собирают бусы. Результат постоянно сравнивают с образцом «испорченных» бус. 3. Дети получают план-схему, запоминают ее. А затем словесно сравнивают с готовыми «испорченными» бусами.
«Прямые и обратные цепочки»
Цель: развивать пространственное мышление детей; тренировать цветовое восприятие готовых образцов и схем; закреплять знания о пространственных отношениях; продолжать формировать устойчивый контроль над результатами своей деятельности.
Материал: план-схема, цветные колпачки, цветные шнурки.
Краткое описание игры: Дети получают план-схему из трех, четырех, пяти цветов. Сначала нанизывают бусы по схеме самостоятельно, а затем повторяют ее в обратном порядке, то есть слева направо, а затем справа налево. Таким образом нанизывают всю нитку бус.
«Шустрая муха»
Цель: учить детей пространственной ориентировке на карточке из 9 квадратов; развивать зрительное восприятие; тренировать детей в запоминании и четком выполнении речевой инструкции; закреплять навыки самоконтроля над деятельностью.
Материал: карточка из 9 квадратов на каждого ребенка плюс одна цветная крышка каждому ребенку.
Краткое описание игры: Движение крышки по квадратам с указанием направления в пространстве: от середины вверх, вниз, вправо, влево, в правый верхний угол, в правый нижний угол, левый верхний, левый нижний угол, в центр карточки.
«Выложи букву»
Цель: закреплять умение детей самостоятельно выкладывать букву с опорой на образец, план-схему; закреплять навыки самоконтроля над деятельностью; побуждать детей самостоятельно выкладывать простые по построению буквы, закреплять пространственную ориентировку на листе бумаги.
Материал: по 6 карточек с 9 квадратами на каждого ребенка; карточки с речевыми образцами букв (для дошкольников инструкцию зачитывает взрослый, а школьники читают сами).
Краткое описание игры: 1. Выложи три крышки одного цвета в столбик на карточке слева + три крышки в одну строку сверху. Прочти, какая буква получилась? (Буква «Г».) 2. Выложи три крышки в левый столбик + три крышки в правый столбик + одна крышка в центре, назови букву. (Буква «Н».) 3. Выложи крышки по всей карточке, кроме центральной, назови букву. (Буква «О».) 4. Выложи три крышки в верхней строке + три крышки в среднем столбике, назови букву. (Буква «Т».) 5. Выложи три крышки в левом + три крышки в правом столбике + три крышки в верхней строке; назови букву. (Буква «П».) 6. Выложи три крышки в верхней строке + три крышки в нижней строке + три крышки в левом столбике, назови букву. (Буква «С».) 7. Придумай слова из составленных букв. (Этот этап проводится с учетом уровня речевого развития детей.)
«Игра с предлогами»
Цель: учить детей использовать речевой образец при работе с предлогами, обозначающими пространственные отношения; продолжать развивать пространственное мышление; развивать словесно-логическое мышление при работе с планом-схемой.
Материал: карточки с планом-схемой на каждого ребенка. Цветные колпачки.
Краткое описание игры: Словесные инструкции: перед красным - всегда синий, за зеленым - белый, между белым и желтым - коричневый и т.д. (Словесные инструкции даны на планах-схемах.) После выполнения задания дети обмениваются схемами и проверяют правильность выполнения задания друг у друга.
«Что изменилось?»
Цели: продолжать формировать пространственное мышление; развивать пространственное восприятие; тренировать зрительную память.
Материал: карточка с 9 квадратами и комплект из 9 разноцветных крышек один на всех. Краткое описание игры: Крышки раскладываются по всем квадратам. Дети запоминают расположение крышек на карточке. Затем закрывают глаза, и 2, 3, 4 крышки меняются местами. Дети по очереди находят изменения. (Задание повторяется для каждого ребенка.) Остальные дети наблюдают правильность.
«Нарядный коврик»
Цель: закреплять умение детей ориентироваться на листе бумаги; продолжать развивать пространственное мышление; формировать зрительное восприятие; развивать эстетический вкус.
Материал: коробочки с цветными колпачками на каждого ребенка; белые листы бумаги по количеству детей; речевые образцы.
Краткое описание игры: 1. Выложить заданную букву на листе бумаги. 2. Выложить заданную геометрическую форму на листе бумаги. 3. Выложить рисунок (например: цветок, флажок, грибок, домик и т.д.) с заполнением середины и углов листа. 4. Самостоятельное придумывание рисунка нового коврика.
«Смекалка»
Цель: упражнять детей в запоминании и усвоении сложной словесной инструкции; закреплять умение контролировать свою деятельность; закреплять навыки пространственного мышления и зрительного восприятия.
Материал: карточка из 16 квадратов на каждого ребенка; по коробочке цветных колпачков; план-схема; карточка с четкой словесной инструкцией для взрослого.
Краткое описание игры:
Диагональю карточка из 16 квадратов делится на две части. Колпачки выкладываются по
обе стороны диагонали:
а) разных цветов,
б) двух контрастных цветов,
в) симметрично относительно диагонали (разными цветами).