Формы работы с дошкольниками по ранней профориентации
Семинар- практикум.
1. Теоретическая часть
Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества. Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована в ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которые определяют содержание психолого - педагогической работы по освоению образовательных областей. Формирование обобщенных представлений о значимости труда взрослых требует наличие у детей прежде всего четких понятий о том, что в каждом конкретном процессе достигается результат, имеющий точное значение - удовлетворять ту или иную потребность. Следовательно, знание назначения вещи позволит ребенку понять конкретную ценность каждого процесса (мытья посуды, шитья шапочки, приготовления котлет ит.п.). Мы, педагоги, готовим детей к тому, чтобы они в свое время могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Поэтому знания о труде должны занимать одно из ведущих мест в образовательной работе детского сада. Кроме того, ознакомление детей с трудом взрослых и отдельными профессиями должно осуществляться не на уровне отдельной задачи, а как целостный органический процесс.
Социализация ребенка - дошкольника проводится в большей степени через игру как самый близкий, доступный, интересный для детей вид деятельности.
Решение задач по ознакомлению с трудом взрослых строится на игровой основе. Одна из основных задач дошкольного образования - формирование положительного отношения к труду и первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Для этого очень важно у ребенка дошкольника развивать интерес к различным профессиям. Необходимо знакомить детей с профессиями, востребованными в современном обществе. В настоящее время в ДОО существует проблема ранней профориентации детей; потенциальные возможности дошкольников к освоению опыта трудовой деятельности не реализуется в полной мере; не отработана система ознакомления дошкольников с миром профессий. Работа по ранней профориентации дошкольников может быть осуществлена через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую деятельность.
Данный подход способствует активизации интереса детей к миру профессий, систематизации представлений и успешной социализации каждого ребёнка.
2. Практическая часть
А сейчас давайте с вами немного поиграем.
Во второй части семинара педагогам предлагается поучаствовать в играх «Самая, самая профессия», «Придумать профессии, начинающиеся на букву...», а также в конкурсе «Устами младенца».
Игра «Самая, самая, профессия»
Задача участников: назвать одну или несколько профессий подходящих под определение: «вкусная», «весёлая», «опасная», «детская», «серьёзная», «общительная», «высотная», «сильная», «красивая», «заботливая», «быстрая», «глубокая», «ответственная», «интересная».
Игра «Придумать профессии, начинающиеся на букву...»
Задача участников: назвать как можно больше профессий, на заданную букву. Условия игры: команды называют по одной профессии, друг за другом, не повторяясь. Выигрывают та команда, которая придумала больше профессий.
Конкурс «Устами младенца»
Задача команды: определить профессию, по детскому описанию. Условия конкурса: каждому участник, для каждой команды, предлагается карточка с детским описанием определенной профессии. Команда даёт ответ без подготовки. Если команда даёт неправильный ответ, то шанс ответа переходит к соперникам.
3. Подведение итогов семинара
По окончанию семинара педагогам было предложено поделиться своими впечатлениями о прошедшем семинаре.