Игры на развитие речевого дыхания (средняя, старшая группы)

03.06.2019

«Пой со мной!»

Цель: развитие правильного речевого дыхания - пропевание на одном выдохе гласных звуков А, О, У, И, Э.
Ход игры: сначала взрослый предлагает детям вместе с ним спеть "песенки".
Инструкция: Давайте споем песенки. Вот первая песенка: "А-А-А!" Наберите побольше воздуха - вдохните воздух. Песенка должна получиться длинная. Во время игры педагог следит за четким произношением и утрирует артикуляцию звуков. Сначала поем звуки А, У, постепенно количество "песенок" можно увеличивать.
Инструкция: Вот вторая песенка: "У-У-У!" Теперь "О-О-О!", "И-И-И!", "Э-Э-Э!"
Можно устроить соревнование между детьми: побеждает тот, кто пропоет дольше всех на одном выдохе.
Инструкция: Давайте устроим соревнование: начнем петь все вместе, победит тот, у кого самая длинная песенка.


«Сдуй шарик»

Цель: развитие правильного речевого дыхания - длительное произнесение на одном выдохе согласного звука Ф.
Ход игры: предложите малышам поиграть в такую игру: стоя на ковре, расставьте руки широко в стороны - получился шар, затем произносите длительно звук Ф, одновременно сводя руки перед собой - шарик сдувается. В конце обнимите себя за плечи - шарик сдулся.
Инструкция: Давайте поиграем в шарики! Разведите руки в стороны - вот так! Вот какие большие шары получились. Вдруг в шарике образовалась маленькая дырочка, и он стал сдуваться... Воздух выходит из шарика: Ф-Ф-Ф! Сдулся шарик!
Напомните детям, что следует вдохнуть побольше воздуха, пока шарик надут, а затем постепенно плавно выдыхать его, произнося звук Ф. Добирать воздух нельзя.


«Змейка»

Цель: развитие правильного речевого дыхания - длительное произнесение на одном выдохе согласного звука Ш.

Ход игры: предложите малышам поиграть в змей. Игра проводится на ковре.
Инструкция: Давайте поиграем в змей! Вылезли змейки из нор и греются на солнышке. Змеи шипят: "Ш-Ш-Ш!"
Напомните детям, что следует вдохнуть побольше воздуха и шипеть долго. Во время длительного произнесения звука Ш добирать воздух нельзя.


«Бегемотики»

Цель: формированию диафрагмального дыхания из положения сидя

Ход игры:Ребенок сидит перед большим зеркалом, кладет ладонь на область диафрагмы и контролирует себя зрительно и тактильно.

Сели бегемотики,

Потрогали животики.

То животик поднимается,

То животик опускается.


"Горячий чай"

Цель: развитие сильного плавного и продолжительного выдоха.

Оборудование: стаканчики из цветного картона.

Ход игры: детям выдаются картонные стаканчики и предлагается подуть, чтобы остудить чай.

Инструкция: Здравствуйте, девчонки и мальчишки! Сегодня гости вы мои и горячим чаем всех я угощаю, а чтобы не обжечься вам - дуть я предлагаю!


«Вьюга»

Цель: Развитие силы голоса и речевого дыхания. Активизация мышц губ.

Оборудование: Сюжетная картинка "Вьюга".

Ход игры: Педагог показывает картинку, на которой нарисована вьюга. Дети, сидящие в ряд, изображают вьюгу, воющую в ненастный вечер.

По сигналу воспитателя "Вьюга начинается" тихо говорят: у-у-у...; по сигналу "Вьюга кончается" говорят тише; по сигналу "Вьюга закончилась" замолкают.

Желательно, чтобы дети меняли силу голоса за один выдох не менее 2-3 раз. В этом случае удобнее словесные указания педагога заменить дирижированием: плавное движение руки вверх - дети говорят громче, плавное движение руки вниз - дети говорят тише.


«Поиграем в сказку»

Цель: Развитие силы голоса

Оборудование: игрушки три медведя

Ход игры:Взрослый предлагает ребёнку вспомнить сказку «Три медведя». Затем, меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Филипповна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Одна и та же реплика произносится поочередно различным по высоте голосом, в трёх вариантах:

- Кто сидел на моем стуле?

- Кто ел из моей чашки?

- Кто спал в моей постели?

- Кто же был в нашем доме? И т.п.


«Эхо»

Цель: Развитие силы голоса и речевого дыхания.

Ход игры: Дети становятся в два ряда лицом друг к другу. Одна группа детей то тихо, то громко произносит: а, другая тихо отзывается: а.
Можно играть, употребляя гласные звуки, а также сочетания ау, уа, иа, ио и т. д


«Ракета»

Цель: развить у детей умение изменять высоту голоса.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры: Дети вместе с взрослым стоят в кругу. Ведущий предлагает детям представить, что они превратились в ракеты. И вот ракета взлетает! Дети начинают протяжно произносить низким голосом звук [у], руки немного разведены в стороны. Наша ракета летит на Луну. Малыши поднимают руки вверх и протяжно произносят высоким голосом звук [у]. Ракета приземляется на Луне. Нужно опустить руки и присесть, затем протяжно произнести низким голосом звук [у]. А теперь ракета летит домой. Выполнить все движения еще раз в том же порядке.


«Дует ветер»

Цель: Развивать умение в зависимости от ситуации пользоваться громким или тихим голосом.

Оборудование: 2 картинки, на одной из которых изображен легкий ветерок, качающий траку, цветы, а на другой - сильный ветер, качающий деревья.

Ход игры: Воспитатель показывает ребенку картинку с изображением ветерка и говорит:

Инструкция: «Летом мы пошли на прогулку в лес. Дует легкий ветерок и колышет травку и цветочки. Он дует тихо-тихо, вот так: «у-у-у» (звук произносится тихо и длительно)».

Затем показывает картинку с изображением сильного ветра и говорит:

Инструкция: «Вдруг подул сильный ветер, он громко загудел «у-у-у» (звук произноситься громко и длительно)». Малыш повторяет за воспитателем, как дует легкий ветерок и как гудит сильный ветер. Важно следить, чтобы, повторяя за ним, ребенок соблюдал ту же силу голоса.


«Волшебные картинки»

Цель: развитие сильного плавного и продолжительного выдоха.

Оборудование: картинка с приклеенным дождиком

Ход игры: ребенку предлагается подуть на картинку, чтобы «дождик» поднялся и стал виден рисунок


«Расскажи по-разному»

Цель: развитие умения владеть своим голосом, изменяя его интонацию в зависимости от задания.

Оборудование: карточки с изображением весёлого лица, грустного, лицо с широко открытым ртом (громко), с пальчиком около рта (тихо)

Ход игры: Детям нужно быть внимательными и вовремя менять интонацию голоса при рассказывании:

ВЕСЕЛО - ГРУСТНО - ГРОМКО - ТИХО - БЫСТРО - МЕДЛЕННО

Взрослый показывает детям картинку на которой изображена улыбка и дети рассказывают стихотворение с веселой интонацией, если дети видят грустное лицо - рассказывают грустно и так далее. Карточки педагог меняет по своему усмотрению.

Снежинки

Стою и снежинки в ладошку ловлю.

Я зиму, и снег, и снежинки люблю.

Но где же снежинка? В ладошке вода!

Куда же исчезли снежинки? Куда?

Растаяли хрупкие льдинки-лучи...

Как видно, ладошки мои горячи.


«Кто это сказал?»

Цель: развитие умения находить мимическое выражение в соответствие с интонированной фразой.

Оборудование: карточки с изображением весёлого лица, грустного, лицо с широко открытым ртом (громко), с пальчиком около рта (тихо)

Ход игры: По интонированной фразе дети находят соответствующее мимическое выражение среди предложенных картинок.


«Мимический кубик»

Цель: развитие умения владеть своим голосом, изменяя его интонацию в зависимости от задания

Оборудование: кубик с изображением эмоций

Ход игры: Дети повторяют предложенную или самостоятельно составленную фразу с выпавшей на кубике или заданной педагогом интонацией.


«Мыльные пузыри»

Цель: развитие длительного, плавного и сильного выдоха, активизация мышц губ.

Оборудование: мыльные пузыри

Ход игры: Один ребенок пускает мыльные пузыри, остальные дети дуют на них и не дают им упасть.


«Чей кубик поднимется выше?»

Цель: развивать диафрагмальное дыхание.

Оборудование: легкий пластмассовый кубик

Ход игры: Дети лежат на ковре, на живот кладется легкий пластмассовый кубик. Дети делают глубокий вдох через нос и выдыхают через нос, а взрослый смотрит, чей кубик поднимется выше.


«Катись, карандаш!»

Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: карандаши с гладкой или ребристой поверхностью.

Ход игры: Ребенок сидит за столом. На столе на расстоянии 20 см от ребенка положите карандаш. Сначала взрослый показывает, как с силой дуть на карандаш, чтобы он укатился на противоположный конец стола. Затем предлагает ребенку подуть на карандаш. Второй участник игры ловит карандаш на противоположном конце стола. Можно продолжить игру, сидя напротив друг друга, и перекатывая друг другу карандаш с одного конца стола на другой.
Организуя игру в группе, можно устроить соревнование: двое детей сидят за столом, перед ними лежат карандаши. Дуть на карандаш можно только один раз. Побеждает тот, чей карандаш укатился дальше.


«Погрей руки».

Цель: развитие плавного ротового выдоха

Ход игры: ребенку предлагается согреть руки. Ребенок вдыхает через нос и дуют на «озябшие» руки.

Инструкция: Наши ручки замерзли, давай согреем их


«Большой и маленький»

Цель: развитие силы голоса.

Ход игры: ребенок голосом изображает, как лает большая собака и как ей отвечает маленький щенок.

Инструкция: Давайте представим, что мы с вами собачки. Когда я буду тихо хлопать в ладоши, вы будите тихо лаять, а когда буду громко хлопать вы будите громко лаять.


«Далеко и близко»

Цель: развитие силы голоса.

Ход игры: ребенок говорит то тихим голосом, то громким, а другие дети отгадывают, где он: далеко или близко.

Инструкция: Ребята, Катя будет говорить то громким, то тихим голосом, а мы должны с вами отгадать близко она или далеко. Если она говорит громко, то значит она близко. Если она говорит тихо, то значит она далеко.


«Кто как кричит?»

Цель: Учить детей говорить «тоненьким» голосом и низким голосом. Выработка умения повышать и понижать тон голоса.

Оборудование: фланелеграф, картинки с изображениями дерева, забора, птички, птенчика, кошки, котенка, а также игрушечных кошку, котенка, птицу, птенчика.

Ход игры: Воспитатель начинает рассказывать, сопровождая свою речь показом на фланелеграфе соответствующих фигурок:

Инструкция: «Утром рано на даче вышли мы погулять. Слышим, кто-то тоненько пи щит: «пи-пи» (произносит звукоподражание «тоненьким» голо сом). Смотрим, это птенчик сидит на дереве и пищит; ждет, когда ему мама червячка принесет. Как тоненько птенчик пищит? («Пи-пи-пи».) В это время птичка прилетела, дала птенчику червяка и запищала: «пи-пи-пи» (произносит звукоподражание более низким голосом). Как мама-птичка пищала? («Пи-пи-пи».)

Птичка улетела, и мы дальше пошли. Слышим, кто-то у забора тоненько кричит: «мяу-мяу-мяу» (произносит звукоподражание «тоненьким» голосом). И выскочил на дорожку котенок. Как он мяукал? (Дети воспроизводят образец воспитателя.) Это он маму-кошку звал. Услышала она, бежит по дорожке и мяукает:

«мяу-мяу-мяу» (говорит «мяу-мяу» более низким голосом). Как кошка мяукала? («Мяу-мяу-мяу».)

А сейчас, дети, я вам покажу, кто к нам в гости пришел».

Воспитатель достает кошку, показывает, как она идет по столу, потом садится. «Как кошка мяукает?» Дети, понижая голос, говорят: «мяу-мяу-мяу».

Затем педагог достает котенка, птицу, птенчика, а дети подражают их голосам.


«Дирижёр»

Цель: Развития умения соотносить движения и высоту голоса

Ход игры: Предлагается пропевать гласные звуки, обозначая высоту голоса движением руки: рука вверх поднята - поём высоким голосом, рука опущена вниз - поём низким голосом.

Сначала взрослый проводит данную игру, а затем и детям предлагается побыть в роли дирижёра.


"Качели"

Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики.

Оборудование: мягкие игрушки небольшого размера по количеству детей.

Ход игры: Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Взрослый произносит рифмовку:
Качели вверх (вдох),
Качели вниз (выдох),
Крепче ты, дружок, держись.


«Медведь и елка»

Цель: Воспитание выразительности речи и умения изменять тембр голоса.

Оборудование: Маска медведя и любого другого животного (волка, лисы, петуха, зайки и др.).

Ход игры. Педагог выбирает двух детей: один будет медведем, другой, например, волком. Из разных концов комнаты они должны идти навстречу друг другу. При встрече между ними происходит диалог:

Волк. Ты куда идешь, медведь?
Медведь. В город, елку приглядеть.
Волк. Да на что тебе она?
Медведь. Новый год встречать пора.
Волк. Где поставишь ты ее ?
Медведь. В лес возьму, в свое жилье.
Волк. Что ж не вырубил в лесу?
Медведь. Жалко, лучше принесу.

Произнося этот диалог, дети должны подражать голосам зверей, т.е. изменять тембр голоса. Кто наиболее удачно это сделает, поощряется. Игру повторяют, но медведь может повстречаться с другим зверем.


Прокопьевск 2018
Создано с помощью Webnode
Создайте свой сайт бесплатно! Этот сайт сделан с помощью «Webnode». Создайте свой собственный сайт бесплатно уже сегодня! Начать