Программа воспитания и обучения в средней группе (изображение предме-тов, передача связного содержания, технические навыки)

25.02.2021

Рисование - одно из любимых занятий детей, дающий большой простор для проявления их творческой активности. Элементарные технические навыки заключаются в умении правильно держать карандаш, кисть и свободно пользоваться ими.

В средней группе у детей продолжают закреплять умения изображать предметы круглой, четырехугольной форм, и знакомятся с овальной и треугольной формами и закрепляют умения передавать в рисунке их соотношение по величине. Осуществляется интенсивное закрепление и совершенствование умений, освоенных во второй младшей группе, развитие детского изобразительного творчества.

Продолжать формировать у детей умение рисовать отдельные предметы и создавать сюжетные композиции, повторяя изображение одних и тех же предметов (неваляшки гуляют, деревья на нашем участке зимой, цыплята гуляют по травке) и добавляя к ним другие (солнышко, падающий снег и т.д.).

Помогать детям при передаче сюжета располагать изображения на всем листе в соответствии с содержанием действия и включенными в действие объектами.

Направлять внимание детей на передачу соотношения предметов по величине: дерево высокое, а куст ниже, цветы ниже куста.

Продолжать закреплять и обогащать представления детей о цветах и оттенках окружающих предметов и объектов природы. К уже известным цветам и оттенкам добавить новые (коричневый, оранжевый, светло-зеленый); формировать представление о том, как можно получить эти цвета. Учить смешивать краски и получать нужные цвета и оттенки.

Закреплять умение правильно держать карандаш, кисть, фломастер, использовать их при создании изображения.

Учить детей закрашивать рисунки кистью, карандашом, проводя линии и штрихи только в одном направлении; ритмично наносить мазки, штрихи по всей форме, не выходя за пределы контура; проводить широкие линии всей кистью, а узкие линии и точки - концом ворса кисти. В рисовании красками (гуашью и акварелью) создание формы идет от красочного пятна. В этом плане краски имеют большое значение для развития чувства цвета и формы. Закреплять умение чисто промывать кисть перед использованием другого цвета краски.

Формировать умение правильно передавать расположение частей при рисовании сложных предметов (кукла, зайчик и др.) и соотносить их по величине.

С детьми 5-го г. жизни программой предусмотрено 1 занятие по рисованию в неделю.

Овладение формообразующими движениями, необходимыми для передачи овальной формы, - сложный и длительный процесс. Этой учебной задаче следует посвятить несколько занятий (3-4). Тематика рисунков может быть различной: «Сливы», «Пирожки» и т. п. Работу надо организовать так, чтобы в процессе рисования предметов, близких по форме, ребенок усваивал обобщенные способы изображения. Поэтому при объяснении задания воспитатель не прибегает к показу способов изображения, а лишь подводит детей к осознанию того, что они те же, что применялись ранее при рисовании другого предмета, аналогичного данному по форме (например, моркови и огурца). Можно предложить одному из детей продемонстрировать приемы рисования на доске, движениями руки в воздухе или же сухой кистью на листе бумаги.

Педагог должен показать на увеличенном образце, как проводить кистью в одном направлении сверху вниз, слева направо и ритмично наносить мазки по всей форме.

На занятии по рисованию карандашом воспитатель следит за тем, чтобы у каждого ребенка сила нажима на карандаш была одинаковой, а штрихи накладывались близко друг к другу, не прерываясь, не заходя за линию контура. Надо объяснить детям, что при закрашивании предметов прямоугольной формы верхнюю и нижнюю части следует закрашивать медленно, а в центральной части штрихи можно накладывать быстрее.

В средней группе педагог должен научить воспитанников изображать в одном рисунке несколько предметов, располагая их в ряд на одной горизонтальной линии или на всем листе и связывая единым содержанием.

Композиционное расположение рисунка представляет для ребенка 4 лет определенную трудность. Поэтому решение данной задачи лучше начинать с аппликации, где дети имеют возможность до того, как наклеят фигурки, подвигать их, меняя расположение.

В средней группе дошкольников следует переводить от изображения простых предметов к рисованию сложных объектов, состоящих из нескольких частей. На первых занятиях это должны быть предметы, части которых близки по форме к геометрическим эталонам.

Проводя обследование предмета, воспитатель обращает внимание детей на место расположения каждой части, на их соотношение по величине. Так, например, при рисовании снеговика необходимо подчеркнуть, что все 3 шара находятся строго один над другим, но самый большой расположен внизу - на нем держатся все остальные.

Надо обязательно спросить 2-3 детей о том, в какой последовательности они предполагают выполнять изображение, какие цвета будут использовать при закраске.

На протяжении всего занятия педагог должен постоянно наблюдать за тем, как воспитанники выполняют задание. Если большинство детей допускает какую-либо ошибку, целесообразно приостановить работу и объяснить, что и как надо делать. Например, если воспитатель видит, что многие дети при изображении птички 310 не нарисовали лапки и глаза, следует обратить на это их внимание.

У ребенка 5-го г. жизни процесс создания изображения протекает сравнительно быстро. Однако, работая по представлению или по замыслу, дети часто ограничивают свой рисунок 1-2 предметами. Воспитатель должен ненавязчиво воздействовать на ребенка, с тем чтобы тот на основе имеющихся у него представлений, умений и навыков, расширял содержание рисунка. Например, дошкольники рисуют снеговика. Педагог может посоветовать им изобразить рядом елочку или дать снеговику в руки лопату (метлу).

Детям трудно дается изображение фигуры человека. Поэтому начинать обучение целесообразно с лепки. Одним из первых может быть задание вылепить девочку в длинной шубке. А после новогодних праздников, когда в памяти ребят еще сохранился образ Снегурочки, воспитатель предлагает нарисовать ее. Вначале надо помочь детям вспомнить, какая была Снегурочка, как она была одета; спросить, почему она всем понравилась. В целях уточнения и систематизации знаний детей можно использовать игрушку, картинку, иллюстрацию, где Снегурочка изображена в длинной шубке.

Когда воспитанники изобразят очертания фигуры, педагог может предложить им нарисовать глаза, рот; порекомендовать украсить шубу и шапочку красивыми узорами; изобразить лес и др. (рекомендации даются с учетом умений и навыков детей). На протяжении второго полугодия следует дать дошкольникам возможность поупражняться в рисовании человека. На 2-3 занятиях можно предложить детям нарисовать одну из кукол, имеющихся в группе, героев знакомых им сказок, песен, стихов. Перед занятием надо рассмотреть с детьми иллюстрации, помочь ребенку прочувствовать образ.

Прокопьевск 2018
Создано с помощью Webnode
Создайте свой сайт бесплатно! Этот сайт сделан с помощью «Webnode». Создайте свой собственный сайт бесплатно уже сегодня! Начать