Развитие творческих способностей дошкольников (по возрастным категориям)

14.11.2020

Развитие творческих способностей - одна из актуальных задач образования. У каждого ребенка есть свои способности и таланты, поэтому задачей педагога является систематическое целенаправленное развитие у детей подвижности и гибкости мышления, воображения. Одним из способов развития творческих способностей ребенка - декоративно - прикладное искусство.

Декоративно-прикладное искусство (от лат. deco «украшаю») - широкий раздел изобразительного искусства, который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями. Собирательный термин, условно объединяет два обширных рода искусств: декоративное и прикладное. В отличие от произведений изящного искусства, предназначенных для эстетического наслаждения и относящихся к чистому искусству, многочисленные проявления декоративно-прикладного творчества могут иметь практическое употребление в повседневной жизни.

Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким характеристикам: обладают эстетическим качеством; рассчитаны на художественный эффект; служат для оформления быта и интерьера.

Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребёнок под руководством взрослого начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественными.

Во всех видах художественной деятельности можно выделить общие психические процессы: образы восприятия, постепенно накапливаясь, формируют сенсорный опыт, являющийся основой развития способностей как художественно-эстетических, так и интеллектуальных; эстетически окрашенные образы восприятия формируют представления, которые также будут эстетическими. Сопровождение процесса восприятия предметов и явлений поэтическими, цветовыми, музыкальными характеристиками позволяет развивать наглядно-образное мышление дошкольников. Однако сама сущность эстетического восприятия еще не обеспечивает полноценного развития детей. Оно может быть достигнуто при следующих педагогических условиях:

-общность целей интегрируемых в занятиях художественных деятельностей;

-отбор учебного материала с точки зрения его доступности, наглядности, жизненности;

-применение эффективных и технологичных методов и приемов, способствующих комплексному воздействию на мысли и чувства ребенка;

- при знакомстве с явлениями искусства сохранение специфических особенностей каждого из искусств и художественных деятельностей;

-обеспечение образовательной, развивающей и воспитывающей функций педагогического процесса на комплексных занятиях.

На каждой возрастной ступени декоративно- прикладная деятельность детей становится все более самостоятельной, свободной, творческой. Вот почему каждому педагогу необходимо знать данные особенности и учитывать их в работе с детьми.

Первая младшая группа

Рассматривать с детьми иллюстрации художников к произведениям детской литературы, которые читают и рассказывают детям. Учить отвечать на вопросы воспитателя к картинкам. Развивать внимание детей, поощрять называние знакомых предметов. Знакомить детей с народными игрушками: дымковской, богородской, матрешкой, ванькой-встанькой и другими, имеющими региональную специфику и соответствующими возрасту детей. Обращать внимание детей на характер игрушек (веселая, забавная и др.), их форму, цветовое оформление.

Обучение в первой младшей группе имеет свои особенности. Так, в начале года, когда дети еще не привыкли к занятиям, их объединяют маленькими группами (по 5-6 детей). Педагог садится рядом и медленно, размеренно показывает и объясняет необходимые действия.

Рисование. Большое значение в обучении рисованию занимает показ правильных приемов пользования карандашами и красками

Воспитывать у детей интерес к рисованию, познакомить с бумагой, карандашом, кистью, красками. Штрихами, мазками, линией подводить детей к изображению простых предметов и явлений окружающей жизни.

Учить проводить прямые, вертикальные, горизонтальные, округлые линии.

Подводить детей к изображению простейших округлых форм; учить замечать выразительность линий, мазков.

Для рисования рекомендуется использовать карандаши черного, красного, синего и зеленого цвета, а также краски гуашь.

Программа по изобразительной деятельности в первой младшей группе не ставит задачу учить ребенка передавать форму предметов. Воспитатель лишь подводит детей к передаче формы, похожей на округлую, удлиненную.

Лепка. Самостоятельные действия детей с глиной: лепка конфет для кукол, скатывание глины (столбики для забора, круглый, красивый мячик для мишки).

Лепка колец (из столбиков): сворачивать столбики и соединять концы (бублик для мишки).

Учить детей лепить предметы путем соединения шариков одинаковой и разной величины (красивая пирамидка из шариков, снеговик из 2 шариков, лесенка).

Учить детей сплющивать ком глины (шарик) между ладонями; делать пальцами углубления на поверхности (печенье для кукол). Учить детей лепить предметы путем соединения 2 разных форм (грибок на ножке).

Вторая младшая группа

Готовить детей к восприятию произведений искусства, выделению их из окружающей действительности. Знакомить с элементарными средствами выразительности в разных видах искусства (цвет, звук, форма, движение, жесты), подводить к различию разных видов искусства через художественный образ.

Учить видеть красоту основной формы, ее частей, цвета. Включать в этот процесс движения обеих рук по предмету, охватывание предмета руками. Развивать умение видеть красоту цвета в объектах природы, картинках, народных игрушках (дымковские, филимоновские, матрешки), одежде самих детей. Вызывать положительный эмоциональный отклик на красоту природы, произведения искусства (книжные иллюстрации, изделия народных промыслов, предметы быта, одежда).

Лепка. Во второй младшей группе педагог учит воспитанников лепить предметы из 2-3 частей, пользуясь усвоенными способами изображения; подводит к передаче выразительного образа; воспитывает умение украшать свои поделки точками, насечками.

Лепка из знакомых детям форм полного показа не требует. Дети должны проявить самостоятельность в использовании усвоенных приемов. Показ обязателен при ознакомлении с новым способом изображения.

На первых занятиях нужно учить детей выкладывать на бумаге формы, подготовленные воспитателем, затем наклеивать их. Детей знакомят с правилами наклеивания:

- разложить формы в определенной последовательности, указанной воспитателем;

- положить форму цветной стороной на пластину (клееночку);

- клей набрать на всю кисть и затем лишний сиять о край розетки;

- намазать форму клеем, начиная с середины и постепенно переходя к краю, положить кисть на подставку, взять форму обеими руками и приклеить на то место на бумаге, где она лежала;

- прижать форму сверху тряпочкой, промокнув лишний клей.

Дошкольников следует учить изображать предметы, составляя их из готовых геометрических фигур. Начинать нужно с предметов, представляющих по форме единое целое. Детей учат видеть форму предмета, величину; подбирать готовые формы из бумаги разного цвета; наклеивать их.

Рисование. При обучении рисованию педагог должен:

- продолжать учить детей правильно держать карандаш (кисть), не слишком сильно сжимая его. Формировать умение ритмом штрихов, мазков изображать явления окружающей действительности (падают листья, идет дождь, следы и др.).

- воспитывать у детей умение проводить прямые линии в разных направлениях: наклонные, длинные, короткие (ленточки для кукол, длинные дорожки, коврики в полоску, травка в ветреный день и др.). Учить изображать предметы округлой формы.

- учить детей образно отражать простейшие предметы и явления окружающей действительности, сочетая округлые формы с прямыми линиями (елка, украшенная шарами).

- Воспитывать у детей умение изображать предметы четырехугольной формы (флажок, платочки, красивые флажки, кубики рассыпались, лопатка и др.); сочетать округлые формы с четырехугольными (вагончики, тележка и др.).

Аппликация. Овладение навыком выполнения аппликации начинается с наклеивания нескольких фигур в один ряд на полосе бумаги. Даже это несложное задание требует знания особенностей новой изобразительной формы, ее названия и цвета, умения располагать формы в горизонтальном ряду, навыка правильно намазывать клеем и приклеивать формы на нужном месте.

На первых порах техника наклеивания полностью поглощает внимание детей. Дальнейшее усложнение программного материала происходит за счет введения кругов другого цвета и расположения их по чередованию цветов. Затем вносится новая форма - квадрат. Постепенно усложняется и композиция аппликаций - дети располагают и наклеивают формы по углам квадрата и по краю круга.

Задача воспитателя - ко всем декоративным заданиям по наклеиванию геометрических форм подобрать соответствующие предметные названия - «украсить платочек» (квадрат), «расписать тарелку» (круг) и др.

Средняя группа

Приобщать детей к восприятию искусства, развивать интерес к нему. Поощрять выражение эстетических чувств, проявление эмоций при рассматривании предметов народного и декоративно- прикладного искусства.

Продолжать формировать у детей умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских, филимоновских узоров. Использовать дымковские и филимоновские изделия для развития эстетического восприятия прекрасного и в качестве образцов для создания узоров в стиле этих росписей (для росписи могут использоваться вылепленные детьми игрушки и силуэты игрушек, вырезанные из бумаги). Познакомить детей с городецкими изделиями. Учить выделять элементы городецкой росписи (бутоны, купавки, розаны, листья); видеть и называть цвета, используемые в росписи.

Лепка. Для успешного прохождения используют приемы, активизирующие внимание ребят во время лепки, а также приемы, расширяющие представления об окружающем. В группе и во время прогулок организует рассматривание предметов и наблюдение явлений окружающей жизни, которые предлагает ребятам для изображения. Педагог направляет внимание детей лишь на основную форму, на элементарные пропорции и строение и только на те действия, которые они могут понять, а потом изобразить.

На занятиях следует подводить дошкольников к правильному изображению предмета; учить соединять части путем примазывания, украшать при помощи стеки способом налепа, добиваясь выразительности образа; подводить к изображению персонажей в действии.

Обязательно надо включать лепку предметов овальной, круглой и конусообразной формы, использование в работе стеки для передачи выразительности образа.

Требования к качеству работ должны быть выше по сравнению с предыдущими группами. Следует воспитывать у детей умение выполнять некоторые операции пальцами, а не ладонями, как это было во второй младшей группе.

На 5-м г. жизни дети должны уметь оттягивать все детали предметов от общей формы. Так, ребенок лепит уточку, оттянув от овальной формы шею и голову.

Основными приемами обучения являются предварительные наблюдения и специальное рассматривание предметов с обследованием.

Рисование. Педагог учит детей применять некоторые выразительные средства: изображать не только основную форму предмета, но и характерные детали.

Воспитывает умение применять сочетание цветов и оттенков для создания выразительного образа.

Дети учатся рисовать элементы узора по мотивам народных игрушек и составлять узоры на полосе, прямоугольнике, а чуть позже и на квадрате (дорожка, красивая ткань, салфеточка, платочек), передавать в рисунке предметы окружающей действительности (деревья, птиц, животных), фигуру человека (Снегурочку, девочку в сарафане и др.), создавать выразительный образ.

К третьему кварталу дети учатся передавать в рисунке квадратную, прямоугольную и треугольную форму, строение предметов, расположение частей (вверху, внизу, с одной стороны, с другой стороны), соотношение их по величине (неваляшка, паровоз с вагончиками).

Аппликация. Происходит освоение приемов вырезания правильных геометрических фигур, а также реальных предметов, состоящих из этих фигур или их комбинаций (шар, мяч, дом, лодка с парусом). В старшем дошкольном возрасте дети усваивают приемы симметричного и силуэтного вырезания для изображения разных групп предметов и составления декоративных композиций.

Дети учатся правильно держать ножницы и действовать с ними; разрезать поперек узкие, затем широкие полосы, получая новую форму - квадрат, прямоугольник; составлять из них знакомые предметы (дом, флажки на ниточке); с помощью узких полосок передавать изображения окружающих предметов (дом, дерево). Дети учатся складывать сразу несколько полосок разного цвета, развертывать их и затем разрезать каждую линию сгиба

Осваивают разрезание квадрата по диагонали, позже и вырезание круга и овала. Обучая воспитанников приемам работы ножницами, педагог обращает внимание детей на разницу в движениях рук: правая только режет (ножницы надо держать прямо перед собой, не заводя всю руку вперед), а левая поворачивает бумагу в нужном направлении.

Старшая группа

Подвести детей к понятиям «народное искусство», «виды и жанры народного искусства».

Продолжать знакомить с народным декоративно-прикладным искусством (Городец, Полхов-Майдан, Гжель), расширять представления о народных игрушках (матрешки - Городецкая, богородская; бирюльки). Знакомить детей с национальным декоративно-прикладным искусством (на основе региональных особенностей); с другими видами декоративно-прикладного искусства (фарфоровые и керамические изделия, скульптура малых форм). Развивать декоративное творчество детей (в том числе коллективное).

Лепка. С первых этапов обучения используется натура, что для детей довольно сложно, так как все время приходится сравнивать с образцом свое изделие. Полный показ приемов в старшей группе почти не применяется, так как дети знакомы с изображением исходных форм.

В старшей группе детей учат передавать характерную форму предмета, пропорции, строение, динамику; устанавливать фигуру в вертикальном положении; лепить пластическим способом, вытягивая части из целого куска; украшать свою работу, используя декоративные элементы.

В этой группе проводится предметно-сюжетная декоративная лепка. Она выполняется по заданию воспитателя и по замыслу детей.

Дети лепят по представлению. Основная задача этих занятий - развивать самостоятельность в решении образа, воспринятого ранее, творческая активность в способах лепки. Для создания отчетливых представлений нужно, чтобы у детей накапливался опыт. Воспитатель проводит с детьми наблюдения за живыми объектами, читает художественную литературу, рассматривает иллюстрации.

Сюжетная лепка также требует особых приемов обучения. Как правило, сюжет, который дают детям для лепки, включает знакомые предметы. В связи с этим показ способов лепки и объяснение последовательности изображения отпадают, а предварительная подготовка к занятию может заключаться в рассматривании предметов, чтении художественной литературы, рассматривании иллюстраций, картин.

В декоративной лепке продолжается обучение детей изображению птиц, животных, человека по типу народных игрушек. Основная задача данного вида лепки - воспитание навыков и умений декоративного оформления изделий путем налепа и углубленного рельефа. В процессе обучения нужно ориентировать ребенка на создание выразительного образа. Этому способствуют развивающиеся на занятиях по предметной и декоративной лепке умения передавать особенности формы, движения, фактуры (путем налепа и углубленного рельефа, использованием стек разной формы), создавать характерные детали (нос, рот, глаза), включать дополнительные элементы (блюдечко около кошки). Особенностью лепки в старшей группе является роспись изделий. В основном это касается декоративной лепки по мотивам народных игрушек. Вылепленные игрушки расписываются гуашью на занятии декоративным рисованием.

Рисование. Детей учат рисовать с натуры и по представлению цветы, овощи, фрукты, игрушки, выразительно передавая форму, пропорции предметов, расположение предметов и их частей, окраску. Учить составлять узоры на разнообразных формах, ритмично располагая кольца, круги, точки (по мотивам народной глиняной игрушки).

Обучают передавать в рисунке различные сюжеты (зимний день, новогодний праздник и др.), располагая предметы на широкой полосе и на всем листе. Учат рисовать узоры из геометрических форм и растительных элементов (кругов, треугольников, волнистых линий, цветов, ягод, листьев и др.). Развивают чувство цвета при составлении узоров по мотивам городецкой, хохломской росписей и декоративных тканей.

В старшей группе дети впервые знакомятся с акварельными красками.

В старшей группе детей продолжают формировать навыки составления узоров по мотивам народного искусства: городецкой, хохломской, жостовской росписей; декоративных тканей; народных игрушек (дымковских, филимоиовских, каргопольских и др.). Педагог учит воспитанников выделять особенности каждого вида росписи. Последовательность ознакомления с росписью такова:

- эстетическое восприятие изделий народных мастеров;

- определение вида росписи, прикладной направленности изделия (посуда, доска, декоративное панно);

- восприятие узора: выделение содержания узора (например, в Городецкой росписи- цветы, листья, птицы), определение колорита, расположения узора и связи его с назначением предмета.

У дошкольников необходимо воспитывать умения составлять симметричные узоры на бумаге разной формы; полосе, квадрате, розете, круге, многоугольнике, овале, выделяя середину, углы, кайму; создавать узор для ткани, чередуя элементы (полосатый, клетчатый орнамент, заполнение всего листа 2- 3 элементами путем сочетания крупных и мелких форм); украшать объемные формы - лепные изделия, работы из картона (коробочки).

При рисовании по мотивам городецкой росписи нужно обратить внимание детей на особенности ее цветового и композиционного решения: в середине изображается большой цветок, а слева и справа - одинаковые по цвету и величине цветы, листья. Педагог учит воспитанников видеть красоту сочетания розового и темно-красного, голубого и синего, роль белого цвета в оживлении рисунка; знакомит с приемами украшения листьев.

Сначала, рассмотрев один самый простой цветок-бутон, дети украшают им полосу или квадрат, располагая по-разному листья, сочетая оттенки, цвета. После того, как дети изобразят 2-3 цветка, воспитатель показывает общий принцип: сначала у всех цветов рисуют круг (розовый, голубой, оранжевый), затем маленький круг и дугу или несколько дуг, подбирая цвет к оттенку (голубой и синий, розовый и темно-красный). При этом он подчеркивает, что в зависимости от того, как расположены дуги, получаются изображения разнообразных цветов. Затем, рассматривая с детьми предметы или иллюстрации с городецкой росписью (сундучок, доску, декоративное панно, блюдо и пр.), следует обратить их внимание на то, что сочетание крупного цветка с более мелкими является основой городецкой композиции. При рассматривании хохломской росписи воспитатель отмечает, что чем легче завитки, тем характернее будет узор. Важно показать детям, как волнистая линия, завиток заполняют форму: полоску (спинку стула), квадрат, прямоугольник (стул, стол), круг (декоративная тарелка, панно и пр.); как завиток завивается вокруг бокала, бочонка и пр. Нужно учить их рисовать линии, завитки легко, концом кисти. Узоры следует отбирать наиболее простые, с учетом возможностей дошкольников.

Аппликация. В старшей группе детей продолжают учить создавать изображения по представлению. Впервые вводится аппликация с натуры.

При обучении вырезыванию из бумаги, сложенной вдвое, воспитатель показывает, как надо сложить лист бумаги и из полученной формы (квадрата, прямоугольника) вырезать одно изображение (колесо, листик, ушко и пр.), 2 изображения или 2 одинаковые части (2 колеса, 2 листика, 2 ушка и т. п.). При обучении вырезыванию из бумаги, сложенной гармошкой, определив форму будущего изображения (например, у листика овальная форма), надо показать ребенку, как отогнуть от полоски исходную форму (для овала - прямоугольник), далее сложить всю бумагу гармошкой, выравнивая ее по первой части, и срезать 4 уголка, каждый по отдельности. В результате получится сразу несколько одинаковых форм (листья).

Развитию навыков вырезывания способствует постоянно совершенствующаяся способность дошкольников к целенаправленным наблюдениям, выделению характерных качеств предметов. Тематика детских работ постепенно расширяется.

Дети знакомятся с приемом создания формы путем обрывания краев бумаги, что дает возможность передать особенности фактуры - пушистость снега, меха.

При составлении аппликации необходимо учить дошкольников передавать соотношение объектов по величине. Одним из приемов является рассматривание предметов, в процессе которого педагог воспитывает у детей умение видеть форму частей, их строение, пропорции.

При рассматривании предмета необходимо выделить силуэт, обводя его рукой. Чтобы дети лучше поняли принцип вырезывания, педагог может закрыть половину предмета листом бумаги и движением руки показать, что вырезать и в какой последовательности, называя производимые действия.

В старшей группе дошкольников подводят к сюжетной аппликации. Каждый ребенок вырезает 1 предмет, приклеивает детали и затем помещает готовое изображение на общий лист (лист может быть один на всех, на ряд или на 2- 4 человека).

Необходимо воспитывать у детей умение использовать в аппликации цвет как средство выразительности (вечерний город - темное небо, силуэты домов, яркие окна; праздничный город - необычность цвета неба во время салюта).

Часть занятий следует отводить декоративной аппликации. Дети овладевают умением составлять симметричные узоры из геометрических и растительных элементов (кругов, колец, овалов, квадратов, треугольников; цветов, ягод, листьев) на бумаге разной формы (полоса, квадрат, треугольник, круг, овал, многоугольник). Нужно учить дошкольников использовать в декоративной аппликации мотивы декоративно-прикладного искусства. В декоративные композиции включаются не только узоры из готовых геометрических форм, но и разнообразные растительные формы - листья, цветы.

В задачи педагога входит продолжать учить воспитанников строить симметричный узор на бумаге разной формы, выделяя середину и углы и заполняя их элементами, одинаковыми по форме, цвету, величине. Кайма может заполняться теми же элементами или чередоваться с другими. Раскладывание элементов на листе, начиная с крупных, подбор разнообразных сочетаний цветов помогают ребенку лучше понять законы композиции, использовать их в декоративной аппликации и затем в рисовании. Дошкольников учат также выполнять коллективные декоративные композиции.

Подготовительная к школе группа

Формировать устойчивый интерес к изобразительной деятельности. Обогащать сенсорный опыт детей, включать в процесс ознакомления с предметами обследование их при помощи движений рук по предмету.

Продолжать учить рисовать с натуры; развивать аналитические способности, умение сравнивать предметы между собой, выделять особенности каждого предмета; совершенствовать умение изображать предметы, передавая их форму, величину, строение, пропорции, цвет, композицию.

Продолжать развивать декоративное творчество детей, развивать умение создавать узоры по мотивам народных росписей, уже знакомых детям и новых (городецкая, гжельская, хохломская, жостовская, полхов- майданская, мезенская роспись и др.). Закреплять умение создавать композиции на листах бумаги разной формы, силуэтах предметов и игрушек, а также расписывать вылепленные детьми игрушки. Закреплять умение при составлении декоративной композиции на основе того или иного вида народного искусства, использовать характерные для него элементы узора и цветовую гамму.

Лепка. В подготовительной к школе группе продолжается обучение детей различным способам создания выразительного образа. Важной задачей является развитие у ребенка чувства композиции, умения лепить скульптурные группы из 2-3 предметов. Продолжается совершенствование умений детей в декоративной лепке.

В декоративной лепке можно научить дошкольников новым способам изображения посуды: круговым налепом (когда ваза или кружка выполняются из колец) и путем выбирания глины стекой из шара или цилиндра. Педагог показывает эти приемы, затем воспитывает у детей умение свободно применять и комбинировать их. Так, дав задание слепить глиняный кувшин, воспитатель объясняет, что нижнюю часть его следует выполнить путем выбирания глины из шара, а верхнюю - узкую - можно вылепить из колец или ленточным способом, которому детей учили еще в старшей группе.

Во время лепки декоративных пластин дети вначале выполняют эскиз, а затем способом нелепа и углубленного рельефа делают украшения. Как и в старшей группе, на занятиях лепкой проводят рассматривание, частичный показ способов изображения. Большое место занимает ознакомление детей с произведениями искусства. Важную роль в обучении играет предварительная работа по рассматриванию объектов, их формы, пропорций, расположения в пространстве.

Во время лепки с натуры в случае необходимости ребенку надо дать возможность подойти к предмету и рассмотреть его.

Особое внимание должно быть обращено на выразительность создаваемых детьми образов. У ребенка воспитывают умение отражать в лепке характерные особенности формы (согнутую фигуру Бабы Яги; длинный нос Буратино). Выразительность может быть достигнута за счет каких-то деталей. Например, ребенок может украсить углубленным рельефом поверхность панциря черепахи Тортиллы.

Рисование. На данном этапе больше занятии следует отводить сюжетному рисованию, где дети учатся композиционному расположению изображаемых объектов. Детей продолжают учить рисованию с натуры

Ребенка 7-го г. жизни надо учить передавать в рисунке расположение нескольких предметов относительно друг друга.

Дети составляют узоры по мотивам народного искусства на бумаге разной формы (квадрате, круге, прямоугольнике, многоугольнике, овале и др.), расписывают свои работы из глины.

Дети составляют симметричный узор, как в старшей группе, и, кроме того вводится новая композиция - асимметричная, типа хохломской и жостовской росписей, когда завитки или цветы заполняют поверхность формы. Занятия воспитатель должен планировать в определенной последовательности. Каждому виду декоративно-прикладного искусства посвящается несколько занятий. Первое занятие отводится знакомству детей с изделием. Затем проводятся 3- 4 занятия по рисованию.

На каждом занятии четко определяют задачи по композиции: форма листа и расположение узора. Например, при составлении узора по городецкой росписи педагог учит детей изображать наиболее простую композицию на полосе, украшать ее цветами, бутонами и листьями. Затем дети могут составить композицию из цветов на квадрате, круге, овале в зависимости от тех предметов, которые они рассматривали в натуре или на иллюстрации (стол, стул). Когда дети усвоят принципы композиционного расположения и способы составления узора, их начинают обучать изображению птиц с последующим включением данных элементов в композицию с цветами.

На занятиях по замыслу дети составляют узор росписи на бумаге разной формы, используя знакомые мотивы, подбирая цвет фона и элементов. Такие занятия позволяют педагогу определить уровень представлений воспитанников о росписи и установить, насколько свободно они используют приобретенные умения.

Основным приемом обучения является рассматривание узора на предметах, выделение элементов, их цвета, положения. Может использоваться обведение элементов рукой, определение их места в узоре.

Аппликация. В подготовительной к школе группе детей продолжают учить выполнять аппликацию с натуры и по представлению; передавать форму и строение предметов, пропорции, цвет.

В этой группе новых задач по вырезыванию не ставится, но большое внимание следует уделять совершенствованию его качества.

В декоративной аппликации продолжается обучение создавать изображения на бумаге разной формы (ковер, панно). На первых занятиях воспитатель напоминает, как подбирать формат бумаги, близкий к форме предмета (для круглых - квадратный, для овальных - прямоугольный, для листьев - полоску, ширина которой равна величине листа, и т. д.). В дальнейшем он учит детей подготавливать исходную форму самостоятельно. Обучение осуществляется постепенно, в несколько этапов.

1 этап. В процессе рассматривания объектов педагог воспитывает у детей умение устанавливать форму предмета и его частей и определять, какой формат бумаги требуется для вырезывания.

2 этап. На занятии дети определяют исходную форму для вырезывания, самостоятельно подготавливают ее и затем вырезают изображение. Например, определив, что одно яблоко круглое и его надо вырезать из квадратной формы, а другое вытянутое и его надо вырезать из прямоугольной формы, ребенок делает заготовки, после чего выполняет аппликацию.

Необходимо закреплять у дошкольников умение выполнять аппликацию способом обрывания.

Педагог обращает внимание воспитанников на то, как художник располагает изображения на листе (ближе, дальше, их соотношение): высокие дома и низкие, большой троллейбус и поменьше, легковая автомашина, взрослый и ребенок, ракета и человек и пр., показывает, как заполнить верхнюю часть листа (небо).



Приложение 1

Первая младшая группа: знакомство детей с народными игрушками: дымковской, богородской, семеноской матрешкой, ванькой-встанькой и другими, имеющими региональную специфику и соответствующими возрасту детей.

Вторая младшая группа: дымковские, филимоновские игрушки, семеновские матрешки.

Средняя группа: добавляются городецкие изделия.

Старшая группа: формирование навыков составления узоров городецкой, хохломской, жостовской росписей; декоративных тканей; народных игрушек (дымковских, филимоиовских, каргопольских и др.).

Подготовительная к школе группа: развивать умение создавать узоры по мотивам народных росписей, уже знакомых детям и новых (городецкая, гжельская, хохломская, жостовская, полхов- майданская, мезенская роспись и др.).

Богородская игрушка. «Богородская игрушка» обязана своим рождением селу Богородское, расположенному ныне в Сергиево-Посадском районе Московской области. Предание гласит: «Жила в селе Богородском крестьянская семья. Вот задумала мать позабавить ребятишек - вырезала из чурбачка забавную фигурку и назвала ее «аука». Ребятишки поиграли с «аукой» и забросили ее за печку. Вот поехал муж крестьянки на базар, да и взял с собой «ауку» показать торгашам. «Ауку» тут же купили и еще игрушек заказали.

Своеобразным символом «богородского стиля» является игрушка на движущейся планке «Кузнецы». Богородские игрушки по традиции делают из мягких пород дерева - липы, осины, ольхи.

Отличительной особенностью богородской игрушки являются планка, кнопка или баланс, с помощью которых игрушка начинает двигаться, выполняя незамысловатые движения. Например, как в случае с курочками, которые по очереди клюют зернышки. Сюжеты первых богородских игрушек резчики брали из крестьянской жизни и народных сказок, основными героями которых были работящий мужик, да простоватый доверчивый медведь, домашние животные и птицы.

Петриковская роспись. Знаменитая Петриковская роспись давно стала визитной карточкой Украины. Их рисовали кистями, сделанными из кошачьей шерсти, спичками, обмотанными мягкой материей, и просто пальцами.

Перед началом росписи надо развести краску. На палитру выкладываем небольшое количество гуаши, добавляем клей ПВА в пропорциях 2:1, размешиваем всё и, разбавляя водой, доводим до густоты сметаны. Для первых тренировочных работ достаточно развести какую-то одну краску. Кисть держится как обыкновенный карандаш, рука при этом должна опираться на стол, чтобы мазки получались ровные и точные. Основу, на которой вы рисуете, можно поворачивать в разные стороны, - так удобнее вести кисточку и выполнять правильные мазки. Получившиеся цветы и листья оформляются тоненькой кисточкой более темной краской, а маленькие желтые точки, изображающие тычинки, делаются обратной стороной кисточки.

В композициях Петриковской росписи кроме больших, крупных цветов и листьев изображаются также и мелкие элементы - это маленькие цветочки, ромашки, бутончики, ягоды. В основном для мелких элементов используют тонкую кисть №1 или кисть из кошачьей шерсти.

В Петриковской росписи преобладает, конечно же, растительный орнамент, но многие мастера, кроме того, изображают ещё и насекомых (кузнечиков, бабочек) и различных птиц, как реальных, так и сказочных.

Цветовое решение Петриковской росписи весьма разнообразно и поэтому всегда радует глаз. И всё же традиционным цветовым сочетанием является зелень листьев и красные оттенки цветов, а вспомогательные краски - это желтая, бордовая и оранжевая.

Дымковская роспись. На низком берегу реки Вятки напротив города Кирова расположилась старинная деревянная слобода Дымково. С незапамятных времен здесь, в малоплодородной местности с суровым климатом занимались лепкой глиняных игрушек, изображавших коней, оленей, козлов, уточек, индюков, барынь, водоносок, кормилиц, всадников и пр.

Характер узоров глиняной дымковской игрушки определился обобщенной формой фигур, потребовавшей условных декоративных элементов: кружочков, полосок, прямых и волнистых линий, точек и штрихов, из которых складывается геометрический орнамент. Вместе с этим в дымковском узоре своеобразно запечатлелись особенности естественной окраски животных; яблоки в виде цветных кружочков, колец, точек на крупах лошадей, оленей, коров и коз. В орнаментации фигурок людей отразились тканые узоры льняной пестряди, вышивок, яркие узоры росписей дуг, саней, коромысел и пр. Широкие и узкие разноцветные полосы, проведенные всей кистью или ее острым концом, создают узорную сетку, напоминающую расцветку ткани шотландки, или намечают основу будущего узора. По этим полосам проводят мелкие прямые или волнистые линии - змейки.

Цветовой строй росписи определяется преобладанием теплых или холодных цветов. В первом случае яркость, например, желтых, оранжевых и красных элементов усиливается небольшими элементами - синими или зелеными. В другом случае звучание голубого, синего и зеленого цветов подчеркивается розовым, красным или оранжевым элементом. Такое тактичное включение контрастного цвета в роспись повышает ее эмоциональное воздействие на зрителя, помогает избежать цветовой пестроты.

Гжельская роспись. Гжель - древнее село, расположенное в Раменском районе Московской области. Свое название, как полагают, оно получило от слов «гжель», «жечь», выражавших важную сторону огневого промысла.

Разнообразные технические приемы работы: четкие мазки лепестков и листьев темно-синего цвета или мазки с мягкими размытыми краями наносятся всей кистью обильно насыщенной краской, с разным нажимом; концом кисти наносят жилки, штриховку и прихотливо изогнутые стебельки и усики; кистью, смоченной краской с одной стороны, поворотом вокруг черенка получают «мазок с тенями», то есть разноокрашенное изображение объемного лепестка или листочка. Часто темно-синий цвет росписи обогащается блеском тонких золотых линий и штрихов, которые изображают жилки и контуры листьев и цветов. Если белую поверхность изделия целиком окрашивают кобальтом, создающим васильково-синий фон, то роспись наносят только золотом.

Основными мотивами росписи стали травка, злаки, птицы, полевые и садовые цветы - розы, астры, гвоздики, форма которых перерабатывается и становится довольно условной, но живописной и декоративной.

Хохлома. Хохлома - это название большого торгового села в Заволжье, куда мастера из окрестных сел и деревень издавна привозили на продажу свои изделия и откуда расходились они не только по всей России, но и за ее пределы. Позднее и сами изделия, отправлявшиеся из села Хохлома, стали называть «Хохломой».

В хохломе сложились своеобразные разновидности орнамента - "травка", "кудрина"," письмо под листок", "письмо под фон", восходящие к двум старинным традициям или системам хохломской росписи - «верховому» и «фоновому» письму. Кратко их отличие можно определить так: «верховое письмо» - это узор, нанесенный краской на золотистую поверхность фона. При «фоновом письме» мастер, наоборот, закрывает красным, зеленым или черным цветом золотой фон, оставляя золотыми силуэтные формы мотивов. На основе этих двух систем и развилось поистине неисчерпаемое богатство хохломских узоров.

Городецкая роспись. Городецкая роспись по дереву, традиционный художественный промысел, получивший развитие в середине 19 века в деревнях по реке Узоле в окрестностях Городца Нижегородской области.

В росписи использовались яркие сочные краски - красного, желтого, зеленого, черного цветов.

Приемы городецкой росписи: первоначально производится окраска фона, которая является и грунтовкой. По цветному фону мастер делает «подмалевок», нанося крупной кистью основные цветовые пятна, после чего более тонкими кистями моделирует штрихами форму. Заканчивает роспись «разживка» белилами и черным цветом, объединяющая рисунок в одно целое. Готовый сюжет обычно заключают в графическую рамочку или обводку. В городецкой росписи существует много простейших орнаментальных мотивов - розы-купавки, бутоны, травки.

Полхов-Майданская роспись. Полховско-майданская роспись - один из самых молодых художественных промыслов России. Свое название он получил от большого села Полховский Майдан на юге Нижегородской области.

Основные мотивы узоров этой росписи - цветы: роза, мак, ромашка, тюльпан, шиповник. Есть и сюжетная роспись. Чаще всего это сельский пейзаж с речкой, домиками, церковью и мельницей на берегу, а также обязательной красной зарей на небе.

По сухой поверхности рисуют ("наводят") контур будущего узора и расписывают анилиновыми красками: розовой, красной, зеленой, желтой, синей. Применяется также свободная кистевая роспись. Применяется техника "лессировки" - наложение чистых красок слоями одна на другую, и используя сочетания контрастных цветов (красный - зеленый, желтый - синий и т.п.)художники добиваются особой яркости росписи.

Жостовская роспись. Народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово Мытищинского района Московской области.

Классический фон росписи - черный, но допускаются различные цветные вариации (роспись по красному, синему, зелёному, серебряному), роспись осуществляется без перенесения рисунка на поверхность.

Основной мотив росписи - цветочный букет, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы, листья, бутоны и стебли. Но так же можно встретить и пейзажи, и сценки народных гуляний, ката­ния на лодках, свадеб, чаепитий Центром букета выступают изображения крупных цветов: мака, розы, георгина или астры. Полевые цветы вводятся в рисунок в качестве элементов, дополняющих и обогащающих композицию.

Букет может быть расположен в центре подноса, и в этом случае говорят о собранном букете. Если цветы и листья располагаются по краям подноса, говорят о венке.

Элементы жостовской росписи изображают в несколько этапов:
- замалевок (начало и основа композиции будущего узора, т.е. силуэты цветов и листьев в соответствии со своим замыслом);
- тенежка (слово «тенёжка» - созвучно слову «тень». У цветов появляется объём, обозначаются теневые места растений);
- прокладка (один из самых ответственных этапов росписи. Форма букета обретает плоть - уточняются многие детали, высветляется и реализуется контрастный или более гармоничный строй всей композиции);
- бликовка (наложение бликов выявляет свет и объём. Букет кажется освещенным. Бликовка создает настроение и колорит).
- чертежка (это заключительная часть работы. При помощи специальной тонкой кисти художник наносит небольшие, но очень значительные штрихи - прожилки и кружевные края на листочках, «семенца» в центре чашечек цветов);
- привязка (при помощи тонких стебельков, травинок и усиков букет оформляется в единое целое и связывается с фоном).
- уборка краёв подноса (украшение борта подноса, состоящее из геометрических или растительных узоров. Уборка может быть скромной, а может соперничать с роскошными старинными рамами для картин. Без уборки изделие выглядит незаконченным).

Мезенская роспись. Одна из наиболее древних русских художественных промыслов. Мезенская роспись по дереву или палащельская роспись - тип росписи домашней утвари - прялок, ковшей, коробов, братин, сложившийся к началу XIX века в низовьях реки Мезень.

В росписи используется два цвета: красный - добывали из глины и чёрный - делали из сажи, а чтобы краска была прочнее, разводили её в растворе лиственной смолы.

Мезенская роспись сильно отличается от остальных росписей - она полна символики и похожа на рисунки первобытных людей. Основная её особенность - расположение рисунка в полосе и ярусность построения композиций, она была трёхярусной и соответствовала трём мирам.

Небесный - птицы. Наземный - кони и олени. Подземный - кони, птицы. Свободное поле заполняется множеством завитков, крестиков, звёздочек, кружков.

Филимоновская игрушка. По преданию, деревню Филимоново назвали в честь горшечника Филимона: он первым обнаружил в этих местах залежи мягкой глины, из которой можно было лепить разную утварь.

Все филимоновские игрушки были свистульками. Чаще всего мастера изображали людей и животных, иногда лепили композиции из нескольких фигур - например, статуэтку «Любота» в виде влюбленной пары.

Форму для игрушек выбирали простую, без мелких деталей. Женские фигурки называли барынями, мужские - кавалерами или солдатами, в зависимости от деталей костюма. Те и другие имели узкое и короткое туловище с тонкой талией, которое переходило в объемные штаны или пышную юбку-колокол.

Для росписи филимоновских игрушек использовали всего три цвета - желтый, красно-малиновый и зеленый. В старину им придавали символическое значение: считалось, что желтый цвет олицетворяет воздух и солнце, красный - тепло и красоту, зеленый - весну и жизнь. Краску наносили куриным перышком в строгой очередности. Сначала заготовку «желтили» - создавали фон из широких полос и кругов. Ту часть свистульки, которой касались губами, не окрашивали. Желтую краску накладывали на юбки и передники барынь, штаны кавалеров, шею и бока животных, крылья птиц.

Следующий этап росписи назывался «малинка». Красной или малиновой краской, начиная от центра, по желтому фону рисовали тонкие полоски, круги, точки, «елочки» и другие несложные орнаменты. Этим же цветом раскрашивали рубашки персонажей. Когда рисунок высыхал, между красными узорами наносили штрихи зеленого цвета: заключительный этап росписи называли «зеленкой». Лица игрушек не прорабатывали детально: только намечали красным рот, а зеленым - глаза-точки.

Животные традиционно расписываются разноцветными полосками вдоль туловища и шеи. Одноцветной, обычно зелёной или малиновой, краской раскрашиваются голова и грудь, на которые часто наносят несложный аляповатый орнамент, который выражает языческие мотивы.

Роспись очень проста: сочетание цветных полосок, точек, кругов, овалов, звездочек, треугольников. Детали росписи можно расшифровать. Круг - это солнце, треугольник - земля, елочки и ростки - символ растительности и жизни. Все эти узоры напоминают нам о связях человека и природы.

Каргопольская роспись. Гончарный народный промысел в районе Каргополя зародился еще в XI-XIII веках. В этих местах добывали красную глину, она хорошо подходила и для ручной лепки, и для работы на гончарном круге. Своего расцвета это ремесло достигло в XIX веке.

Необычное существо, которое лепили каргопольские мастера, - Тянитолкай, похожий на двухголового гоня. Одну голову ему красили в черный цвет, другую - в белый, а между ними сажали глиняного всадника.

Изображали в основном одиночные фигурки: женщин в широких юбках-колоколах, мужчин с окладистыми бородами, домашних и диких животных - оленей, медведей, лошадей, коров, птиц. В начале XX века появились сюжетные глиняные игрушки, которые показывали сценки из деревенской жизни: охоту и рыбалку, стирку белья и работу в кузнице, сбор урожая и праздничные гулянья.

Элементы орнамента также происходили из древности: например, круги, овалы, кресты и стрелы олицетворяли солнце и тепло, прямые или волнистые линии -воду, колосья, зерна и другие растительные узоры - землю и богатый урожай.

Каргопольские мастера использовали красный, зеленый, голубой, черный цвета.

Семеновская матрешка. Русская матрешка является символом русской культуры. Именно, благодаря этой барышне прославился Семеновский край Нижегородской области. Ведь именно Семенов является крупным центром производства матрешек.

Краски можно использовать разные: акварельные и анилиновые и гуашевые. Роспись ведется красками желтого, красного, малинового, зеленого, фиолетового цветов.

Расписывать матрешку начинают с лица. Оно у красавицы мягкое, круглое с румянцем и улыбкой. Матрешка олицетворяла собой идею национальной красоты - народная женщина, мать семейства, пышущая здоровьем и счастьем.

Затем приступали к платку (у Семеновской матрешки платок, как правило, желтого цвета, юбка - красного).

Передник ярко расписан фантазийными букетами цветов.

Прокопьевск 2018
Создано с помощью Webnode
Создайте свой сайт бесплатно! Этот сайт сделан с помощью «Webnode». Создайте свой собственный сайт бесплатно уже сегодня! Начать