Влияние пальчиковых игр на развитие детей раннего возраста
Многие исследователи, занимающиеся проблемой воспитания детей младшего возраста, указывают на взаимосвязь и взаимозависимость становления моторной и речевой функции.
Исследования учёных доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Актуальность. Работая в первой младшей группе, считаю необходимым для успешного дальнейшего развития детей, акцент сделать именно на развитие мелкой моторики. Чем раньше малыши начинают активно и умело двигать пальчиками, ладошками, показывая то или иное действие, тем раньше они развиваются, начинают быстрее говорить, речь становится более связной и эмоциональной.
Цель: пропедевтика, коррекция и развитие двигательной, познавательной, эмоциональной сферы детей раннего возраста, укрепления физического здоровья детей.
Задачи:
- Развитие общей и мелкой моторики рук через пальчиковую гимнастику
- Нормализацией мышечного тонуса рук;
- Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей;
- Повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр детей раннего возраста.
Провела следующую работу с родителями: индивидуальные беседы, консультации для родителей, на которых объясняю, что надо учить ребенка манипулировать предметами, чтобы среди его игрушек обязательно были такие игрушки, как пирамидки, строительный материал. Даю рекомендации родителям, в которых убеждаю их давать больше самостоятельности детям при одевании: самостоятельно застёгивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии, так как эти действия являются базовыми, они формируют ручную умелость. Подготовила наглядный материал для самостоятельного ознакомления: папка передвижка, буклеты.
Основная работа заключается в работе с детьми.
Мною были разработаны:
- картотека пальчиковых игр по лексическим темам, где пальчиковые упражнения разнообразны по содержанию;
- картотека пальчиковых игр на основе сказок.
Так же был изготовлен пальчиковый театр, куда входит ширма, пальчиковые куклы и подставки для кукол.
На первоначальном этапе эта работа должна быть только индивидуальной. Необходимо разгладить ребёнку ладошки, по очереди сгибать пальчики и разгибать, произнося при этом текст потешки.
Работу по развитию движений пальцев и всей кисти я провожу во время физкультминутки во время занятий, в свободное время утром, перед обедом, когда дети ожидают приглашение к столу и после сна. Упражнения стараюсь подбирать так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами.
Тексты упражнений - это рифмованные подсказки к заданным движениям. Они легко ложатся на слух ребенка, и настраивают на игру. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определённый темп речи, развивается речевой слух.
На развитие мелкой моторики рук благоприятное воздействие оказывают игры с предметами: мозаика, пирамидки, застёгивание и расстегивание пуговиц, шнуровка и т.д., для развития движений хорошим средством является "Пальчиковый театр". Он способствует овладению не только навыками мелкой моторики, а ещё развивает внимание, память, мышление, воображение, снимает тревожность, повышает работоспособность головного мозга.
Для занятий пальчиковой
гимнастикой нужно только наше желание - ведь для этих веселых и полезных игр можно
не использовать ни специального места, ни каких-либо подручных средств.